На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хорошее Настроение

1 461 подписчик

В Европу как в омут головой

В Европу как в омут головой 

В Европу как в омут головой

Чтобы получить доступ на рынки Европы, Украине, как Молдавии и Грузии, предстоит годами адаптировать законодательство и модернизировать производство на фоне отсутствия инвестиций из-за политической нестабильности.Потери от обнуления пошлин со странами ЕС и отказ от экономических связей со странами Таможенного союза усугубят ситуацию. Страны ТС уже сейчас могут отменить нулевые импортные пошлины для новых союзников Европы. Но негативные последствия от реэкспорта не для всех еще очевидны.

Подписанная на саммите стран ЕС 27 экономическая часть соглашения об ассоциации с Украиной приведет к корекции геоэкономической модели стран Таможенного союза. В большей мере для России, Казахстана и Белоруссии «центром отторжения» станет Украина ввиду нарушения промышленных связей. В меньшей степени – Молдавия и Грузия, которые тоже подписали соглашение об ассоциации с ЕС, но с которыми Таможенный союз связывают меньшие экономические отношения.

Экономический блок соглашения об ассоциации Евросоюза с Украиной предусматривает прежде всего так называемую глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли (ГВЗСТ). В полной мере она заработает только после ратификации соглашения всеми странами ЕС. Но ранее Киев и Брюссель договорились о введении в действие некоторых частей экономического блока соглашения. Речь идет главным образом о зоне свободной торговли, которая может начать действовать уже осенью. Предполагаемое обнуление импортных пошлин из Европы может грозить России и странам Таможенного союза ростом реэкспорта товаров из Европы.

Глава МИД России Сергей Лавров уже подтвердил, что заключение европейского соглашения с Украиной, Молдавией и Грузией «способно навредить российской экономике в результате разрыва кооперационных и сокращения торгово-экономических отношений с нашими соседями» и заявил, что Москва примет защитные экономические меры.

Однако, похоже, пока этим обеспокоена только Россия. Еще в конце прошлого года президент Владимир Путин заявлял, что Россия вправе защитить свои экономические интересы в случае обнуления Украиной пошлин на импорт из Европы. Проработкой этих механизмов уже активно занимается экономический блок правительства. Как сообщили «Эксперт Online» в Евразийской экономической комиссии (структура Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана), у России есть все законные механизмы создавать таможенный барьер в одностороннем порядке. Речь идет об отмене для Украины привилегий, предусмотренных действующей в странах СНГ зоной свободной торговли. Это в основном нулевые импортные пошлины и упрощенные таможенные режимы.

«Этих льгот лишатся также Молдавия и Грузия, если будут уличены в реэкспорте европейских товаров, - пояснил «Эксперт Online» Роман Андреещев, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества МИГСУ РАНХиГС. – Но у нас с ними мало промышленных связей, в основном торговые отношения по сельхозпродукции. Но Казахстан и Белоруссия тоже рискуют потерпеть ущерб от реэкспорта, поэтому вопрос о выведении Украины из зоны свободной торговли следует рассматривать на уровне Таможенного союза».

Власти самой Украины рассчитывают, что ГВЗСТ с Европой позволит привлечь инвестиции, создать новые производства и наладить экспорт товаров в страны ЕС, а налоги от этой деятельности компенсируют первоначальные потери от обнуления таможенных импортных пошлин. Но, как говорят сами чиновники в Брюсселе, до открытия европейскими компаниями производств на Украине предстоит еще проделать большую юридическую работу, связанную с приведением украинского законодательства в соответствие с европейским. А до этого времени Украина, как и Грузия с Молдавией, будут терпеть только убытки от потери импортных пошлин и экспорта в страны ТС. Пока что единственным «утешением» для народов этих стран станут ожидаемое их властями до 2015 года введение безвизовых режима для поездок в страны Евросоюза.

По расчетам Института современного развития (ИНСОР), масштаб вероятных потерь Украины только от снижения уровня торгово-экономических отношений с Россией и Таможенным союзом оценивается в 33 млрд долларов в ближайший год (19% украинского ВВП в 2013 году). Причиной станут возможное снижение экспортной выручки, привлеченных инвестиций и миграционных доходов, повышение цен на газ и сокращение трубопроводного и иного транзита, свертывание кооперационных связей, сокращение поездок на Украину и прочее.

Украина уже сама себя наказала, заявив, что отказывается от сотрудничества с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса. Кроме прочего речь идет о прекращении поставок вертолетных двигателей, комплектующих для судовых двигателей и прочей продукции, в основном литейной. При том что продавать ее больше некому. В Европу же Украина сейчас экспортирует главным образом сырье – газ и металл. По оценке ИНСОР, в целом на сырьевые позиции приходится около 60% экспорта. Россия неизменно выступает крупнейшим контрагентом Украины в экспорте продуктов переработки, в разы опережая любую другую страну. В 2013 году на Россию пришлось 24% экспорта Украины, тогда как на Турцию, второго по значимости партнера, — только 6%, на Китай и Египет — по 4,3%, на Польшу — 4%.

По 13 крупнейшим товарным группам экспорта Украины в страны ТС потенциал компенсации этих поставок другими рынками составляют 15%. С учетом того, что вес этих групп в общем экспорте Украины в страны ТС превышает 75%, полученный показатель можно применить для всего экспорта. То есть из 19,2 млрд долларов экспорта в зону ТС (данные за 2013 год) Украина способна переориентировать на другие направления товары на сумму только 2,9 млрд. Соответственно товары на 16,3 млрд долларов (25,7% общего экспорта страны в 2013 году) невозможно в ближайшее время реализовать на других рынках.

Одним словом, Украинская экономика уже понесет убытки на 13-14 млрд долларов ежегодно, ожидая при этом получить от Европы в течение года-полутора лишь 1,6 млрд евро кредита (не прямых инвестиций).

Возможные российские потери пока точно не оценены, поскольку совершенно не известно, какие группы товаров могут реэкспортироваться из Европы.

«Думаю, это будут незначительные потери, либо их не будет вовсе. Во-первых, программу импортозамещения мы уже приняли. Во-вторых, на Украине и сейчас действуют импортные пошлины в 2-2,5 раза ниже, чем в странах Таможенного союза, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Афонцев, заведующий отделением экономической теории МГИМО, эксперт Российского совета по международным делам. - Ну, на 3-6% станет выгоднее, чем сейчас перегонять товары из Европы в Россию. Стает ли кто-то массово менять торговые маршруты или тем более налаживать новые? Может, по некоторым группам товаров и станет. Но если это будет угрожать каким-то нашим отраслям, тогда мы и сможем применить статью 6 дополнительного соглашения к договору об СНГ, в котором сказано, что любая страна вправе в одностороннем порядке отменить нулевые таможенные пошлины и ввести режим наибольшего налогового благоприятствования».

То же самое могут сделать другие страны Таможенного союза. Казахстан и Белоруссия хотя уже наблюдают негативные экономические последствия от изменения экономического вектора Украины на Запад, а прогнозируют и еще большие, принимать ответные меры наряду с Россией пока не спешат, чтобы не усугублять болезненную ситуацию.

«Поскольку Белоруссия не выходит с предложением на уровне Таможенного союза вывести Украину из зоны свободной торговли, значит, острой проблемы пока нет, - говорит Сергей Афонцев. – Вот если по прошествии времени мы увидим, что у нас резко вырос импорт из Украины по каким-то товарам, то же самое произойдет в Казахстане и Белоруссии, тогда уже Украина будет выведена из общей зоны свободной торговли на уровне Таможенного союза».

По словам Сергея Афонцева, украинцы рассчитывают после внедрения европейских технических регламентов на возможность выхода их продукции в Европу. Так произошло несколько лет назад с фарамацевтической отраслью, в которой внедрили европейские стандарты качества.

«Европейские компании ставили там свои заводы, производили лекарства и медицинскую продукцию и продают их в Европу», - говорит эксперт.

Впрочем, с этим не совсем согласны в Евразийской экономической комиссии, представители которой участвовали совместной рабочей группе по изучению условий ассоциации Украины и ЕС. Кстати, в то время с украинской стороны с группой работал нынешний президент Петр Порошено.

«Мы прогнозируем три основных негативных экономических эффекта от ассоциации Украины с ЕС для всех стран Таможенного союза, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Слепнев, министр по торговле Евразийской экономической комиссии. Первый – это ослабление деловых контактов в среднесрочной перспективе. Это уже наблюдается, и многие бизнесмены задумываются о том, что надо менять партнеров, рынок сбыта, место локализации производств. Второе – это риски реэкспорта товаров с минимальной переработкой и вытеснения украинских товаров с собственного рынка под давлением ожидаемого потока дешевых товаров из Европы. В частности, в Молдавии уже наблюдается вытеснение их сахара Европейским. А вот Европейский рынок их предприятия вряд ли освоят в ближайшей перспективе».

По мнению эксперта, Украина, Грузия и Молдавия напрасно возлагают большие надежды на то, что рынок Европы откроется их предприятиям. Именно введение европейских технических регламентов (предусмотрено экономическим блоком соглашения) и будет одной из причин недоступности рынков ЕС.

«После внедрения европейских технических, санитарных и прочих регламентов большинство во всяком случае украинских предприятий при их уровне технической оснащенности не смогут продавать продукцию на собственном рынке или в Европу и повезут ее опять же в страны Таможенного союза, создавая конкуренцию нашей продукции», - говорит Андрей Слепнев.

Помимо этого Евразийская экономическая комисиия ожидает наплыва в страны Таможенного союза еще большего, чем сейчас потока трудовых мигрантов из Украины, особенно из юго-восточных областей. В Европе достаточно рабочих из недавно присоединившихся восточных стран.

«Предприятия будут закрываться; уже в прошлом году мы прогнозировали после заключения соглашения об ассоциации Украины с ЕС дополнительный приток до миллиона человек мигрантов. А с учетом событий на юго-востоке Украины их число может составить и 1,5-2 млн», - заключает Андрей Слепнев.

Одним словом, наплыв импорта, бегство рабочей силы, потери бюджета от обнуления пошлин против того, что европейские инвестиции если и придут на Украину, то не ранее чем через два года (при самых благоприятных условиях). А инвесторы из Таможенного союза уже отворачиваются от Украины. Согласно данным мониторинга взаимных прямых инвестиций в странах СНГ (МВИ), проводимого Центром интеграционных исследований ЕАБР в партнерстве с ИМЭМО РАН, накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) стран СНГ и Грузии в экономике Украины (акционерный капитал и расширение) составляли на начало 2013 года 17 млрд долларов, из которых 16,7 млрд приходились на российские ПИИ в украинскую экономику. Почти 60% российских ПИИ на Украине связаны с отраслями сферы услуг (прежде всего, телекоммуникационной и финансовой сферами). Однако ряд российских компаний не вкладывали дополнительные инвестиции в расширение украинских активов уже в течение 2011—2013 годов - только сворачивали.

Чтобы европейский бизнес мог вкладывать в модернизацию предприятий Украины и готов был охотно инвестировать в создание новых производств, опять же необходим длительный период адаптации законодательства. Об этом заявляют сами украинские власти (именно поэтому пока речь идет о реализации лишь части экономического блока соглашения).

«Адаптация законодательства и технических регламентов может занять от 10 до 15 лет, - пояснил «Эксперт Online» Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН. – Весь вопрос в том, сумеет ли нынешняя власть при помощи Европы кардинально изменить экономическую модель или же Украина станет просто сырьевым дополнением Европы. Так произошло с некоторыми странами Восточной Европы после вхождения в ЕС: от них берут что хотят, а дают только то, что считают нужным. Будут ли сейчас вкладывать европейцы в модернизацию украинской экономики, без чего она просто не выживет? Думаю, перед этим предстоит пережить период передела собственности. К тому же не решен политический вопрос с юго-востоком Украины, что отпугивает инвесторов. Изменение модели опять же зависит от решения проблемы с коррупцией. Изменился ли менталитет украинцев сразу после подписания соглашения с Европой и декларации ее ценностей? Тоже сомневаюсь, люди остались прежними, в том числе и во власти».

Александр Лабыкин

Картина дня

наверх